Участники заседания круглого стола, прошедшего в Московском парламентском центре в рамках работы комиссии Мосгордумы по безопасности, приняли резолюцию, в которой предложено признать целесообразным включение норм о регулировании движения персонального (портативного) транспорта на электротяге в Правила дорожного движения РФ. Инициативу столичных парламентариев поддержали представители профильных департаментов и ведомств Правительства Москвы, правоохранительных органов, а также эксперты и общественные деятели.
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
«24 ноября 2017 года в Мосгордуме на круглом столе уже поднимался вопрос о правовом регулировании использования самобалансирующих электротранспортных средств. Тогда мы впервые обсудили данную проблему. Использование персонального электротранспорта в Москве набирает силу, и вопросы регулирования использования этих средств передвижения объективно уже давно назрели. По статистике самое большое количество таких индивидуальных средств передвижения находится именно в нашем мегаполисе.
В мировой практике не наблюдается единства в подходах к регулированию использования портативного электротранспорта. Средство передвижения определяется как транспортное средство по самому факту наличия мотора (Великобритания, Германия) или развиваемой скорости (США). Где-то такие средства передвижения запрещены или ограничены, где-то разрешены, но так или иначе регулирование есть.
В российском законодательстве специальные понятия и нормы, устанавливающие требования к лицам, использующим сегвеи, гироскутеры, моноколеса, электрические самокаты, отсутствуют. Назрела необходимость включить в правила дорожного движения нормы о регулировании движения персонального транспорта на электротяге».
По словам Председателя Мосгордумы, от москвичей продолжают поступать, с одной стороны, жалобы, а с другой стороны, просьбы рассмотреть возможность регулирования использования транспортных средств на электротяге на территории столицы.
«Вопрос необходимо разделить на несколько частей. Первое - это использование портативного электротранспорта на дорогах общего пользования, тротуарах и пешеходных дорожках. Второй аспект – эксплуатация этих устройств в парках, скверах, общественных пространствах. Третье – перевозка данного транспорта. И последнее – хранение в жилом секторе. Есть случаи возгорания электросамокатов в многоквартирных домах с серьезными последствиями для зданий и жильцов.
Говоря о первом пункте, необходимо вносить соответствующие изменения в федеральные нормативные акты. Не исключено и внесение изменений в Правила дорожного движения РФ. А использование электротранспорта в парках и скверах может быть урегулировано в рамках регионального законодательства», – отметил Алексей Шапошников.
Председатель комиссии МГД по безопасности Инна Святенко, фракция партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
«Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Мы все видим, как растет число электрических средств передвижения и их разновидностей. Вызывает серьезную обеспокоенность и высокий скоростной режим, который может развивать такой мобильный электротранспорт – 40-50 км в час. Однако до сих пор не урегулирован ряд важных вопросов, связанных с эксплуатацией, перевозкой в общественном транспорте, классификацией подобных средств. Нет понимания, к какой категории участников движения приравнять этот транспорт.
Задача сегодняшнего «круглого стола» - выработать конкретные предложения по урегулированию ситуации с учетом видения заинтересованных ведомств и сформулировать предложение о внесении изменений в ПДД».
ВРИО начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по городу Москве Алексей Диокин:
«В настоящее время учет ДТП с отдельными видами электротранспорта не предусмотрен и не осуществляется. Действительно, рост числа подобных средств передвижения вызывает определенную озабоченность. Вопрос крайне актуален.
Повлиять на сложившуюся ситуацию необходимо, как и ввести разделение данного транспорта на категории. Полагаю, что пока нет законодательного регулирования, необходимо начать с мер рекомендательного характера, то есть с просветительской работы. Например, разъяснять «водителям» электротранспорта, как следует его использовать с точки зрения безопасности всех участников дорожного движения. Возможно, стоит предусмотреть и средства защиты, как это предписано для велосипедистов».
Начальник ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России» Дмитрий Митрошин:
«Мы с 2018 года ведем учет ДТП, которые происходят с участием электрических транспортных средств. В прошлом году произошло 39 таких дорожных происшествий, пострадали 40 человек. Более половины ДТП были вызваны столкновением с портативными транспортными средствами. 12 случаев – это наезд на пешеходов. На территории Москвы произошло каждое пятое ДТП. С начала 2019 года зафиксировано 7 дорожных происшествий.
Определенные поправки в законодательство вносить необходимо. Потребность в правовом регулировании использования электротранспорта очевидна».
Председатель Межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов:
«В Москве уже происходили случаи, когда водители электросамокатов сбивали пешеходов. Люди при таких столкновениях получали серьезные травмы. Однако никакой ответственности водители гироскутеров, электросамокатов и сегвеев сейчас не несут, поскольку они приравниваются к пешеходам. В России уже зафиксированы четыре летальных исхода от таких столкновений.
Мы не хотим, чтобы ситуация развивалась в негативном ключе, поэтому предлагаем внести в итоговую резолюцию круглого стола наши предложения. Во-первых, разрешить движение на таких средствах только по специально выделенным полосам. Во-вторых, запретить сдачу в аренду электромеханических приспособлений в тех парках, которые не оборудованы специальными полосами. В-третьих, запретить сдачу в аренду гироскутеров и сегвеев, скорость которых не ограничена двадцатью километрами в час, а также предусмотреть в центрах проката обязательную страховку гражданской ответственности».
Начальник отдела технического развития ГКУ «Объединенная дирекция «Мосгорпарк» Департамента культуры города Москвы Евгений Левашов:
«В настоящее время в парках Москвы отсутствует запрет на использование портативных транспортных средств на электротяге. Во многих парках открыты прокаты электросамокатов. В этом случае администрация парковой зоны имеет возможность оказывать на коммерческие организации, которые организуют точки проката, определенное воздействие через предписание различных правил: обязательный вводный инструктаж, дети до 7 лет не допускаются к управлению, дети до 18 лет могут пользоваться такими средствами только с согласия родителей, обязательное использование защитной экипировки.
Но в связи с отсутствием регулирования этой сферы на законодательном уровне администрация парка не может препятствовать использованию портативных средств, которые граждане приносят или привозят с собой. Некоторые парки самостоятельно включают запреты на использование электроскутеров, но тогда от граждан начинают поступать жалобы, и мы не знаем, как нам реагировать на такие ситуации, на какие юридические нормы ссылаться».
Адвокат, член центрального совета Межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Ольга Вакина:
«Сегодня, если водитель электросамоката собьет пешехода, причинив легкий или средний вред здоровью, то за это будет штраф в 1-1,5 тыс. рублей. Более того, пострадавшему пешеходу, который выписался из больницы, нужно будет в суде доказывать виновность водителя этого электросамоката.
Чтобы исправить ситуацию, необходимо классифицировать эти устройства, указав, что они являются механическими транспортными средствами. Это позволит гражданам получать дополнительную правовую защиту, поскольку судья сможет признать такое средство источником повышенной опасности».
Итоги заседания подвела председатель комиссии МГД по безопасности Инна Святенко:
«По результатам работы круглого стола была принята резолюция с инициативой приравнять портативный транспорт на электротяге к категориям «пешеход», «велосипед» и «мопед» в зависимости от конструктивной скорости движения.
Также депутаты Мосгордумы намерены выйти с предложением о внесении изменений в Правила дорожного движения РФ.
Всем участникам заседания предложено представить в комиссию Мосгордумы по безопасности свои предложения в части регулирования движения электротранспорта. После анализа всей поступившей информации будет подготовлено обращение в Правительство Российской Федерации с целью внесения изменений в ПДД».
Ранее на эту тему:
Столичные парламентарии предлагают ввести водительские права для владельцев электросамокатов
Новости

На Ленинградском проспекте открыт памятный знак, посвященный 18-й дивизии Московского народного ополчения

Успех проекта – счастливые улыбки: «Московскому долголетию» 3 года

Депутаты Мосгордумы представят сведения о доходах за 2020 год в соответствии с Указом Президента России

Эффективная работа столичного Роспотребнадзора помогла Москве преодолеть самый тяжелый период пандемии

В столичном парламенте активизируют работу по совершенствованию городских законов, защищающих права жителей на тишину и комфортную акустическую среду

Защитников России во все времена отличали отвага и патриотизм

Алексей Шапошников: Свято храним память о московских ополченцах

Татьяна Потяева: Ценность свободы выражения мнения не должна стоять выше права на жизнь и здоровье человека

Депутаты Мосгордумы выступили за широкое публичное обсуждение инициативы об установке памятника на Лубянской площади

Столичные парламентарии продолжают разработку законопроекта, предусматривающего возможность сбора кандидатами в Мосгордуму подписей в электронном виде

Участники научно-практической конференции обсудили историю и перспективы москвоведения

Вакцинация от COVID–19 – эффективный барьер вызовам пандемии