По инициативе фракции партии «Единая Россия» и депутатского объединения «Моя Москва» в центре современного искусства «Винзавод» прошел круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития креативных индустрий в городе Москве».
Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме, председатель рабочей группы МГД по развитию креативных индустрий Степан Орлов:
«На протяжении нескольких столетий философы, социологи, историки, экономисты спорят о том, на какой стадии развития человеческой цивилизации мы находимся. Эти дискуссии особенно актуализировались в 20-м и начале 21-го века. Сейчас мы уже говорим о креативной экономике, так как ключевыми факторами производства становятся интеллектуальные ресурсы, а материальные отходят на второй план. И не случайно ООН провозгласила 2021 год Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития.
Драйвер развития экономики смещается из сырьевых отраслей в отрасли творческие и креативные. По этому пути идут Лондон, Нью-Йорк, Токио, Гонконг, Берлин, Барселона и, конечно, Москва. Креативные индустрии – это динамично развивающийся сектор городской экономики, где работают все больше и больше москвичей. Эта сфера буквально рождается на наших глазах. К творческим индустриям относится не только культура, но и промышленный дизайн и индустрия моды; музыкальная индустрия и индустрия кино; телевидение и производство компьютерных игр; галерейный бизнес; издательский бизнес и книготорговля; рекламное производство и средства массовой информации.
Вспомним классика: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». И как только поэт задумывается об этом, возникает целая цепочка экономических процессов и новые рабочие места».
Председатель комиссии МГД по предпринимательству, инновационному развитию и информационным технологиям Валерий Головченко, постоянное депутатское объединение «Моя Москва»:
«Сегодня нужно четко и вдумчиво работать над критериями новой отрасли и над оценками эффективности ее проектов. Они не должны превалировать над здравым смыслом и должны правильно оценивать творческую составляющую каждого сектора индустрии.
IT-технологии – основной сегмент креативной индустрии. Он единственный рос в пандемию, но легко ли сейчас российскому айтишнику продать свою продукцию за рубеж?
Благодарю наших коллег из фракции партии «Единая Россия» за организацию отличной площадки для диалога бизнеса, законодательной и исполнительной власти. Думаю, что сигнал от представителей креативной индустрии и экспертов будет услышан».
Член Совета Федерации ФС РФ - представитель Московской городской Думы в Совете Федерации ФС РФ, член комиссии МГД по предпринимательству, инновационному развитию и информационным технологиям Инна Святенко, фракция партии «Единая Россия»:
«На федеральном уровне законодательно не сформулировано понятие «креативная индустрия», и, на мой взгляд, это сделать необходимо. Для этого нужно внести соответствующие поправки в базовый закон «О промышленной политике в Российской Федерации» и законопроект о культуре и культурной деятельности. Также производителям креативных индустрий необходимы системные меры поддержки. Особенно в постковидный период. В качестве таких мер могут быть льготная аренда, доступные кредиты, субсидирование процентной ставки по кредитам.
2021 год объявлен Годом креативной экономики. Полагаю, что это обстоятельство даст мощный импульс дальнейшему развитию креативной сферы, будет способствовать созданию новых возможностей для работы молодых и талантливых людей в регионах. Также в рамках реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года предусматривается принятие в текущем году концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях. У Москвы есть потенциал для развития креативных индустрий, и в целях комплексного развития креативной экономики необходима выработка региональной стратегии развития данной сферы».
Председатель комиссии МГД по культуре и массовым коммдуникациям Евгений Герасимов, фракция партии «Единая Россия»:
«Роль креативных индустрий в современном мире невозможно переоценить. Несмотря на то, что индустрия – термин экономический, тем не менее она уже является базовой основой для новейших технологий в различных областях творческой деятельности: музыке, искусстве, рекламе, архитектуре, кинематографии, анимации, дизайне и других областях, прямо или косвенно связанных с креативной деятельностью.
В социокультурной сфере креативные или творческие индустрии классифицируются как новый тип развития культуры, где объединяющей идеей всегда выступает творческий компонент, но при этом высока роль новых технологий и открытий.
Сегодня Москва – крупнейший в России и значимый в мире креативный центр. Здесь действуют тысячи фирм, работающих в этой сфере, в которых трудятся более 400 тыс. человек, эта цифра сопоставима с числом занятых в традиционной промышленности. В Москве уже сформировались значимые креативные кластеры и центры творческой индустрии, которые динамично развиваются, где работают уже сотни предприятий и тысячи человек.
В завершение своего выступления хочу привести цитату Мэра Москвы: «Строительством жилья всегда занимались, занимались всегда офисами, торговыми центрами. Общественные пространства выпадали из поля зрения. Если первое ушло вперед, то второе катастрофически отставало. Для того чтобы это отставание нивелировать, нужны новые креативные идеи, новые подходы. Это очень важно».
Для любой отрасли условия для развития сегодня непростые, но тем не менее, за работу, коллеги!»
Председатель комиссии МГД по градостроительству, государственной собственности и землепользованию, руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева:
«Где я вижу потенциал для совместной работы креативных и традиционных отраслей? Например, сейчас в городе реализуется программа благоустройства дворов. Архитекторы выходят на место и разрабатывают свою авторскую концепцию в рамках проекта «Мой район».
В развитии градостроительной сферы креативная индустрия играет фундаментальную роль. Современные тенденции в архитектуре и искусстве могут вдохновлять на дальнейшее развитие жилых пространств и стать их частью. Но от чего хотелось бы предостеречь? Любое концептуальное вложение на территории строительного проекта повышает стоимость квадратного метра минимум на 3-5%. Поэтому считаю, что при обсуждении сотрудничества креативных и традиционных секторов экономики нужно найти стимулы для совместной работы, а не выкручивать руки застройщикам или перекладывать реализацию креативных идей на плечи потребителей».
Заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Кирилл Ильичев:
«Должен сказать, что Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы – один из тех немногих органов власти в РФ, кто официально занимается развитием и поддержкой креативных индустрий. К ним мы относим те сектора экономики, где на первом месте стоит человеческий талант. В Москве мы выделяем 11 таких секторов.
Сегодня порядка 110 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей работают в рамках креативных индустрий в Москве. В целом около 470 тыс. человек работают в креативном секторе. В эту цифру не входят люди, которые работают в креативных индустриях совсем по другой специальности, например, в органах власти.
В начале июня в столице был создан первый креативный технопарк на базе Центра дизайна Artplay. В нем расположено более 400 компаний, работающих в сфере архитектуры, дизайна, рекламы, изобразительного искусства и других областях. На какую помощь может рассчитывать бизнес? Речь идет о субсидиях на интернет-продвижение продукта, компенсации экспортных затрат, затрат на участие в выставках, на приобретение оборудования, а также на обучение сотрудников. Кроме того, предусмотрена специальная компенсация затрат компаниям, работающим по договорам франшизы.
В этом году также создано «Агентство креативных индустрий». Одной из ключевых задач агентства стало формирование позитивного имиджа Москвы как международного центра креативных индустрий, которые имеют серьезный потенциал для роста и увеличения своего вклада в развитие экономики города.
Необходимо выстроить комплексный, стратегический подход к работе с креативными индустриями и принятию нормативных документов для того, чтобы помочь развитию и дальнейшему продвижению этого сектора. Важно, чтобы после завершения пандемии креативная сфера смогла быстро встать на ноги и начала полноценно функционировать».
Первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг:
«Совершенно справедливо утверждать, что креативные индустрии – неотъемлемая часть мировой экономики, это драйвер инновационного развития. Кроме экономических эффектов, креативные индустрии производят важнейшие культурные и социальные ценности. Здесь рождаются смыслы, материальные активы и тренды, которые в целом влияют на развитие общества.
В международной практике и в нашей стране пока не сложилась стандартизированная классификация креативных индустрий и методология измерения их деятельности, и это является серьезным вызовом для формирования доказательной политики в этой сфере.
Что есть понятие «креативные индустрии»? Мы предложили такое определение: креативные индустрии – это совокупность всех секторов экономики, в которых добавленная стоимость в значимой степени формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность.
По нашей оценке, сегодня в Москве в сфере креативной индустрии работают почти 60 тыс. организаций и 54,6 тыс. индивидуальных предпринимателей. Это обеспечивает занятость примерно 463 тыс. человек. Выручка отрасли в 2018 году превысила 3 трлн рублей, это гигантская сумма.
Доля сектора в экономике города достигает 6,3%, почти три четверти добавленной стоимости креативного сектора столицы обеспечивают реклама, IT и телерадиовещание. Более половины всей добавленной стоимости креативных индустрий в России создается в Москве. По вкладу этого сектора в экономику города Москва сравнима с другими мегаполисами, несмотря на ее заметный по мировым меркам промышленный потенциал.
Необходимо сформировать правильно выстроенную стратегию, чтобы указать приоритеты для государственной поддержки креативных индустрий. А также сформировать и гармонизировать федеральные и региональные меры поддержки креативных индустрий в формате единого «навигатора».
Исполнительный директор комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Игорь Намаконов:
«Уже с прошлого года мы ведем активную работу по развитию темы креативной индустрии внутри РСПП. В сентябре прошлого года мы провели первый круглый стол, на котором собрали различных деятелей креативной сферы. Чем дальше мы углублялись в эту тему, тем больше выявлялось различных вопросов, касающихся того, как креативная сфера развивается в России. Главная проблема – отсутствие консолидации. Все сферы абсолютно самостоятельны и живут по своим правилам. Но ведь главное, что все это – экономика.
2020 год принес нам совершенно другие условия: пандемия «обнулила» экономику, очень сильно перетряхнула разные сектора. И, конечно же, по малым и средним предприятиям, по самозанятым ударило очень сильно.
Сейчас очень важно поддержать креативный сектор и посмотреть на него институционально, со всеми вытекающими мерами: введением ключевых понятий, формированием стратегии развития, адаптацией ОКВЭДов, объединением усилий профильных министерств и департаментов».
Генеральный директор открытого акционерного общества «Роскино» Евгения Маркова:
«По возврату инвестиций креативные отрасли не смогут конкурировать с промышленностью или сельским хозяйством. Они менее маржинальны и рентабельны. И именно поэтому сильно недооценены.
Но мы понимаем, что без формирования единой стратегии развития креативных индустрий каждая отрасль в отдельности будет тормозить в своем развитии. Необходимо вместе с ключевыми государственными игроками пересмотреть отношение к данным сферам.
Примером может служить Корея, которая 10 лет назад разработала долгосрочную государственную стратегию развития креативных индустрий, и сегодня является номером один по экспорту их продукции и услуг.
Поэтому успешность креативных отраслей можно оценивать по экспортному потенциалу. Например, экспорт продуктов отечественной киноиндустрии в последние годы вырос в три раза. Дальнейшее развитие связано с инвестициями на дубляж, продвижение. И на этом этапе нужна поддержка на государственном уровне. Поэтому если будет разработана общая долгосрочная стратегия развития креативных индустрий, это станет важным шагом развития всего государства».
Генеральный директор Ассоциации «Столичный Цех Деятелей Культуры» Лев Ланцман:
«Столичный Цех Деятелей Культуры – это самая крупная отраслевая организация в Европе. И на сегодняшний день культура – самая открытая для креативных технологий отрасль.
Новые технологии должны прийти в музеи, а различные спецэффекты и возможности – в театры. Это поможет по-другому взглянуть на живопись и скульптуру, драматургию. Ждем, что сегодняшняя встреча даст толчок развитию креативных технологий в сфере культуры. В добрый путь, коллеги!»
Президент фонда поддержки современного искусства «Винзавод», декан Школы дизайна института общественных наук РАНХиГС Софья Троценко:
«Несмотря на то, что креативные индустрии активно развиваются не один десяток лет, возможность говорить о них, как об отдельной отрасли, появилась в Москве только последние полтора года. Мы вечно «мотались» где-то между культурой и экономикой. Возможность занять свое место у нас появилась благодаря городскому Департаменту предпринимательства и инновационного развития. С его поддержкой мы можем планировать и говорить о правовом регулировании нашей деятельности.
Подразумевая развитие системы креативных индустрий в целом, необходимо говорить о развитии и поддержке именно креативных кластеров. Это – содержание, а не обертка, системная поддержка резидентов и коллективный центр. Поэтому первые два необходимых шага – сформировать понятие «креативный кластер» и разработать в рамках столичного законодательства особый льготный режим его функционирования. Третий шаг – дополнительное уточнение нормативно-правовой базы в виду особенностей деятельности креативных кластеров. Четвертый шаг – создание упрощенного режима для деятельности креативных пространств. Это касается размещения на территориях центров нестандартных надписей и граффити».
По итогам круглого стола будут сформированы предложения и рекомендации, которые будут направлены в адрес столичных и федеральных органов исполнительной власти. «Нужно, чтобы креативные индустрии нашли свое отражение в законодательстве, в системе государственной статистики и мониторинга, – заключил Степан Орлов. – Мы должны поддерживать как индустрию в целом, так и отдельные сектора креативной экономики».
На эту тему в СМИ:
Каждый десятый москвич – креативщик
Мосгордума готовит рекомендации по развитию креативных индустрий в столице
РСПП выступил за адаптацию финансовой политики под нужды креативных индустрий
Новости

8 Марта – праздник весны, красоты, очарования

Онлайн-запись стала самой популярной из возможностей попасть на прием к врачу городской поликлиники

Новый стандарт московских поликлиник: доступность, технологичность, комфорт

Более 26 тысяч москвичей оформили водительские удостоверения во флагманских офисах МФЦ в день обращения

На Ленинградском проспекте открыт памятный знак, посвященный 18-й дивизии Московского народного ополчения

Успех проекта – счастливые улыбки: «Московскому долголетию» 3 года

В столичном парламенте активизируют работу по совершенствованию городских законов, защищающих права жителей на тишину и комфортную акустическую среду

Началось голосование: жители столицы выбирают, кому поставить памятник на Лубянской площади

Несырьевой неэнергетический экспорт столицы вырос на треть

Защитников России во все времена отличали отвага и патриотизм

Московские школьники и учащиеся колледжей разработают собственные IT-проекты для МЭШ
Закон «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» приводится в соответствие с федеральным законодательством