

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:
«Проект федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» был подготовлен в рамках исполнения поручения Президента РФ Владимира Путина, которое он дал в апреле текущего года. Цель данного документа – добиться заметного роста инвестиций в нашей стране.
Документ, безусловно, важный и крайне актуальный. Одновременно с этим мы, как и представители Правительства Москвы, считаем, что законопроект нуждается в дополнительной проработке, так как некоторые его положения не учитывают особенности такого крупного мегаполиса, как город Москва.
В отличие от большинства регионов нашей страны в Москве реализуются действительно крупные инвестиционные проекты. Правительством Москвы последовательно реализуется инвестиционная стратегия, которая предлагает бизнесу понятные и удобные механизмы сотрудничества с городом. В русле этой стратегии постоянно совершенствуется законодательство города Москвы. Еще в 2015 году был принят Закон «Об инвестиционной политике города Москвы и государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности».
Москва переживает бурный рост инвестиций. У нас, в частности, развиваются государственно-частное партнерство и концессии. Объем капиталовложений огромный. Потерять имеющиеся достижения невыгодно ни городу, ни государству. Чтобы этого не произошло, внесенный в Госдуму законопроект необходимо доработать».
Председатель Мосгордумы отметил, что для эффективной реализации крупных региональных проектов Москва предлагает увеличить общий бюджет инвестиционных проектов с 5 до 10 млрд руб., а собственных инвестиций для соглашений, заключаемых самостоятельно субъектом Российской Федерации, - до 5 млрд рублей. «Считаем также важным включить в законопроект положения, позволяющие субъектам РФ гарантировать по соглашению о защите и поощрении капиталовложений компенсацию потерь инвестора в случае изменения нормативных правовых актов, в том числе федерального уровня, либо включить в законопроект оговорку о возможности предоставления таких компенсаций по СЗПК для городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга (в законопроекте для региональных СЗПК гарантируется только неизменность регионального законодательства). В противном случае, если региональное соглашение не будет предусматривать неизменность федерального законодательства, у инвесторов не будет заинтересованности», – подчеркнул Алексей Шапошников.
Кроме этого, предлагается исключить отсрочку возможности заключения региональных СЗПК на один год, поскольку такая отсрочка может замедлить или приостановить осуществление инвестиционной деятельности на территории субъектов Российской Федерации.
Председатель комиссии МГД по предпринимательству, инновационному развитию и информационным технологиям Валерий Головченко, постоянное депутатское объединение «Моя Москва»:
«1 ноября 2019 года Минфин РФ внес в Государственную Думу РФ проект федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации». С ним в пакете идут еще три законопроекта, которыми предлагается внести изменения в Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и другие законодательные акты.
Первое чтение законопроекта в нижней палате парламента намечено на 10 декабря этого года. Председатель Госдумы ФС РФ Вячеслав Володин поручил законодательным собраниям российских субъектов до этого времени провести слушания по проекту на своих площадках и направить имеющиеся предложения, чтобы была возможность учесть их ко второму чтению. Поэтому сегодня наша задача – выработать и согласовать эти предложения с исполнительной властью, бизнес-сообществом.
В документе предполагается введение института соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). По сути, законопроект о СЗПК приравнивает инфраструктурные инвестиции к промышленным, не учитывая принципиальные отличия между ними. Инфраструктура и промышленность – два разных рынка, разные способы инвестиций, разные классы инвесторов.
Согласно законопроекту для субъектов Российской Федерации предусмотрены следующие ограничения. В частности, сроки по СЗПК предусмотрены до шести лет. Мы понимаем, что для окупаемости большого промышленного предприятия этот срок ничтожно мал. Кроме того, объем собственных инвестиций – от 200 млн до 1 млрд рублей при общем бюджете проекта от 1 до 5 млрд рублей. Для Москвы эти цифры не соответствуют реалиям. Уже сегодня у нас разрабатываются более финансово емкие инфраструктурные проекты».
Заместитель Министра финансов Российской Федерации Андрей Иванов:
«Основная цель разработки представленного законопроекта – существенное увеличение инвестиционных проектов, реализуемых в стране, на сумму на меньше 30 трлн рублей в ближайшую шестилетку. При этом они не должны опираться на государственные капитальные вложения. Речь о создании комфортных условий, способствующих принятию решений самими инвесторами. При этом законопроект предусматривает не только защиту вложений, но и ответственность инвесторов за взятые на себя риски. Оптимальной формой оформления таких взаимоотношений нам видится заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Главное – для лиц, заключивших СЗПК, законопроектом гарантируются 3 года защиты от любых норм, ухудшающих условия инвестиционной деятельности, будь то изменения налоговых условий или административных процедур.
Со стороны бизнеса в новые проекты в сферах здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта необходимо будет вложить не менее 250 млн рублей собственных средств при общем бюджете проекта не менее 1 млрд рублей. Сумма собственных средств в проекты в сфере промышленности, сельского хозяйства и цифровой экономики должна составить не менее 1,5 млрд рублей при общем бюджете проекта не менее 7 млрд рублей. Для проектов в иных сферах экономики собственных инвестиций потребуется не менее 5 млрд рублей при общем бюджете проекта не менее 25 млрд рублей.
Считаем, что специальный отбор проектов не целесообразен. Им нужно будет соответствовать озвученным требованиям к объему вложений. Также законопроектом предполагается создание координационного совета для того, чтобы на его базе все уполномоченные федеральные органы могли оперативно реагировать на запросы инвесторов и снимать излишние ограничения. При рассмотрении законопроекта в Государственной Думе ФС РФ предстоит учесть поправки с учетом предложений, озвученных, в том числе, участниками круглого стола в Мосгордуме».
Руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александр Прохоров:
«Предлагаем внести в проект федерального закона ряд изменений, учитывающих московскую специфику. Считаем необходимым увеличить порог для вхождения в региональный СЗПК, а также предусмотреть региональную стабилизационную оговорку для проектов регионального уровня. То есть гарантировать бизнесу, реализующему проекты регионального уровня, неизменность, в том числе, тарифного и градостроительного регулирования.
Целесообразно также увеличить срок действия стабилизационной оговорки, поскольку активная фаза реализации инвестпроекта по строительству промышленного объекта с учетом всех согласований занимает 2-3 года. Возможно, целесообразно было бы увеличить срок действия оговорки до 10 лет. На такой срок рассчитаны специальные инвестиционные контракты (СПИКи).
Среди предложений – вывести из-под действия СЗПК особые экономические зоны (ОЭЗ). В ином случае они также не смогут соответствовать требованиям по суммам собственных вложений. При этом только на территории ОЭЗ «Алабушево» строятся 7 заводов. В целом, Москва с ее большой инвестиционной активностью готова стать пилотным регионом для внедрения региональных СЗПК».
Президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов:
«Все российские регионы, и Москва не является исключением, бьются за инвесторов и создают для них условия. Новый законопроект призван сделать эту работу эффективнее. Но унифицируя законодательство, не нужно забывать о региональной специфике.
Озвучу несколько возможных дополнений к проекту федерального закона. Необходимо более широко, чем это сейчас прописано в документе, в ряде случаев гарантировать инвесторам компенсации. Следует предоставить возможность инвесторам отстаивать свои позиции в ведущих международных третейских судах – Стокгольмском и Лондонском. Это дополнительные гарантии. Также предлагаю уточнить, что включает в себя термин «недополученные доходы». Практика такова, что инвесторы зачастую страдают при их раскрытии. Законопроект нужно принимать и дорабатывать с учетом высказанных предложений».
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева:
«Рассматриваемый федеральный законопроект напрямую касается работы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве. Если раньше к нам поступало много обращений от малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, то теперь половина всех обращений – от представителей среднего и крупного бизнеса и иностранных инвесторов. Законопроект полностью поддерживаю. Согласна с предложениями коллег о том, что его нужно принимать и вносить изменения. Мы готовы транслировать бизнесу полезные нововведения».
По итогам обсуждения депутаты Мосгордумы направят в Государственную Думу ФС РФ замечания и предложения к проекту ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации».
Также на эту тему:
В СМИ на эту тему:
Мосгордума предложит изменения в федеральный законопроект о защите и развитии инвестиций
Мосгордума предложит федеральным законодателям увеличить срок действия СЗПК до 10 лет