

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
«Одной из примет современных мегаполисов в последние годы стали компактные, индивидуальные, самобалансирующиеся электрические транспортные средства (ЭТС), которые используются горожанами как для быстрого перемещения из одной точки в другую, так и для развлечения.
К таким транспортным средствам относятся сегвеи, моноколеса, гироскутеры, электрические самокаты. Подробнее о них вы можете прочитать в нашем информационно-аналитическом материале.
Такой персональный электротранспорт популярен как среди молодежи, так и среди взрослого населения. С одной стороны, очевидны плюсы его использования - экологичность, экономичность, бесшумность, мобильность. С другой стороны – нельзя забывать о необходимости обеспечения безопасности на городских дорогах, тротуарах, пешеходных зонах и других объектах инфраструктуры.
Пока в нашей стране отсутствует правовое регулирование вопросов, связанных с передвижением на электрических транспортных средствах, но есть основания полагать, что его необходимо ввести в целях создания условий для безопасного использования указанных средств.
Что касается мирового опыта, то проведенный нами анализ позволяет констатировать, что пока за рубежом нет единого подхода к классификации персональных средств передвижения на электрической тяге.
Однако, там, где подобные устройства относятся к транспортным средствам, движение по тротуарам на них запрещено. В случае, если данные устройства классифицируются как отдельный вид персонального средства передвижения на электротяге, регулирование осуществляется по-разному.
Что общего есть в подходах к этой проблеме у наших коллег за рубежом?
Во-первых, признается, что пешеходы во всех случаях должны пользоваться преимуществом на пешеходных дорожках и пешеходных зонах.
Во-вторых, в том случае, если разрешается движение электрических транспортных средств по тротуарам, то скорость их передвижения должна быть ограничена до 6-12 км/час; а по велодорожкам – до 25 км/ч.
В-третьих, разрешается передвижение сегвеев крупных модификаций по дорогам, если водитель имеет водительские права, сегвей застрахован, оснащен фарами, отражателями и звуковыми сигналами.
При этом стоит отметить, что сам предмет регулирования за рубежом не до конца проработан, поскольку отсутствует единый подход к стандартизации рассматриваемых устройств.
Что касается наших российских реалий и возможностей правового регулирования, то, во-первых, оно возможно на федеральном уровне путем внесения изменений в Правила дорожного движения в Российской Федерации, если мы говорим о необходимости регулирования использования указанных транспортных средств на территории дорог.
В ПДД статус самобалансирующихся электрических транспортных средств может быть закреплен путем приравнивания их к пешеходам, велосипедам или мопедам. Относить их к той или иной категории участников дорожного движения можно исходя из мощности двигателя и максимально возможной скорости. В случае если в ПДД будут установлены дифференцированные правила в отношении ЭТС, то потребуется также определиться с тем, как их идентифицировать на дорогах – нужен ли владельцам некий специальный документ, в котором будут прописаны технические характеристики электрического транспортного средства.
Также есть вариант выделения ЭТС в отдельную категорию с установлением для них своих особенностей в Правилах дорожного движения.
Второе направление - Москва, как субъект Российской Федерации, вправе установить собственное правовое регулирование в отношении ЭТС на территориях, не подпадающих под действие ПДД – это парки и иные общественные пространства, а также московский метрополитен и другие виды общественного транспорта.
Сегодня в рамках нашего круглого стола предлагается обсудить все эти варианты регулирования, их целесообразность и востребованность».
Заместитель начальника Главного управления ГИБДД ГУ МВД России по городу Москве Юрий Дроганов:
«Нас, как Госавтоинспекцию, всегда беспокоит вопрос безопасности дорожного движения, независимо от участника и его статуса: транспортное средство или пешеход. Согласно действующему закону, пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Если у средства есть тяговая сила, то должно быть соответствующее удостоверение, например, можно приравнять электротранспорт к мопеду. Однако встает вопрос ограничений по возрасту, поскольку на гироскутерах катаются с 3-4 лет до пенсионного возраста. Мы выступаем против выезда на проезжую часть».
Заместитель руководителя Дирекции организации дорожного движения ГКУ города Москвы – Центр организации дорожного движения Правительства Москвы Павел Котов:
«Мы согласны с коллегами из ГИБДД. Если мы приравниваем гироскутеры к транспортным средствам, то они будут идти либо как велосипеды, либо как мопеды. В случае с мопедом нужны права. Однако есть такой вид электротранспорта, как моноколесо, которое не попадает ни под один вид транспортных средств. Также мы считаем разумным ограничивать скоростной режим таких средств передвижения, как это делается в ряде зарубежных стран. Общее мнение ЦОДД: запрещать движение этих средств по проезжей части, а при движении по тротуарам или пешеходным дорожкам ограничивать скоростной режим».
Заместитель директора ГКУ Объединенная дирекция «Мосгорпарк» Андрей Круглов:
«Обобщая опыт использования персонального элетротранспорта в столичных парках, могу сказать, что на всех парковых территориях Москвы этот вид транспорта разрешен. Более того, такие средства передвижения выдаются самим сотрудникам парков, так как им приходится иногда передвигаться на большие расстояния. Также в парках работают прокаты гироскутеров. Ввиду того, что на законодательном уровне данная проблема не регулируется, от лиц, арендующих такие средства, не требуется никаких удостоверений на право их использования. При этом регулирование в каждом парке происходит индивидуально. Каждая арендная организация или парк самостоятельно разрабатывает правила технического обслуживания и правила безопасности при использовании данных средств передвижения».
Председатель комиссии МГД по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
«Кто он, человек, управляющий ЭТС? Возможно следует подумать, о введении нового вида участника движения, а именно лица, не являющегося водителем ТС, но также и не являющимся пешеходом, управляющим такого вида особым устройством, которое, тем не менее, отличает их от простых пешеходов».
Заместитель председателя комиссии РСПП по машиностроению Владимир Сметана:
«Инженерная мысль развивается. И если бы не было отсечения, которое произошло на федеральном уровне касательно дронов, то сегодня многие бы уже летали. Здесь то же самое. Нужны ограничения по скорости, килограммам, ограничения импорта и т.д. Это тоже все связано с безопасностью. Считаю, что механизмы регулирования необходимо обсуждать в рамках всей страны».
В рамках дискуссии прозвучала мысль, что на сегодняшний день ЭТС не являются повседневным средством передвижения: «на работу на них не ездят». Это интересный досуг, хорошее времяпрепровождение, которое особенно сильно развивается в крупных городах, в Москве.
Председатель комиссии МГД по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Татьяна Портнова, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
«Мы должны определить статус ЭТС и определить, кто на нем: пешеход или водитель. Наши мнения разошлись. Данный вопрос, в первую очередь, актуален для Москвы. Но определиться законодательно нужно уже сейчас. Прогресс не стоит на месте. Сегодня скорость ЭТС 25 км в час, а недалек тот день, когда она вырастет до 80 км в час, а это уже опасно.
Если говорить о личном опыте, то я люблю кататься на сегвее. Когда брала его в Мадриде, мне пришлось подписаться под большим сводом правил, которые нужно выполнить: скорость, место передвижения, за кем я должна держаться и т.д. У нас такого нет. А это не правильно, человек должен не только понимать свою ответственность, но и нести ее.
До 25 декабря все департаменты и заинтересованные ведомства представят свои рекомендации, предложения, свое видение решения данного вопроса в Мосгордуму. Также стало известно, что на сегодняшний день отсутствует статистика по несчастным случаям и происшествиям, связанным с использованием ЭТС. Мы проанализируем предоставленные данные и будем принимать решение по правовому регулированию использования данных средств».
Подводя итог обсуждению, председатель комиссии МГД по безопасности Инна Святенко (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»), отметила:
«Неудобство состоит в том, что скоростной режим ЭТС значительно больше, чем у пешеходов. Поставлена задача сформулировать некий свод правил на предмет того, где могут передвигаться люди, управляющие ЭТС. Если это участники дорожного движения, то должны двигаться по автомагистрали, если пешеходы, - то пусть передвигаются по пешеходным дорожками, если приравнять их к велосипедистам, то их место на велосипедных дорожках. Вторая проблематика связана с местами отдыха, общественными пространствами. Там тоже есть различные дорожки: вело, пешеходные, экологические тропы. Где могут себя чувствовать комфортно и не мешать другим отдыхающим участники такого времяпрепровождения на средствах передвижения с электротягой? Эти вопросы мы и постарались сегодня обсудить. Придти к единому мнению не удалось, поскольку представители различных ведомств разошлись в позициях. Понятно одно, сегодня мы в начале большого пути. Инженерная мысль не стоит на месте, скоростной режим таких средств передвижения будет увеличиваться. И мы тоже должны сработать на опережение, создать целый ряд нормативных документов, правил, которые будут регулировать передвижение самобалансирующихся ЭТС».
В Москве могут появиться правила передвижения на сегвеях и гироскутерах. Сюжет телеканала «М-24»