

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
«Одним из основных направлений развития Москвы является создание комфортной городской среды. За последние 7 лет в столице благоустроено 23 тысячи дворов, порядка 400 парков и зеленых территорий, более 200 улиц.
В сфере благоустройства можно выделить два основных направления расходования бюджетных средств: масштабные городские проекты и создание благоприятной среды в жилых районах, народных парках и дворах. Во всех случаях в принятии решения о том, какой именно объект благоустроить, непосредственное участие принимают москвичи, чаще всего - через портал «Активный гражданин». Он дает возможность проведения локальных опросов, в которых респондентами являются жители конкретного района или двора. По сути, механизмы, используемые на портале «Активный гражданин», являются аналогом инициативного бюджетирования.
Кстати, финансирование работ по благоустройству дворовых территорий в Москве, которое происходит под контролем муниципальных депутатов, год от года увеличивается».
В Московской области предлагается разработать рамочный законопроект, который должен будет определять основные правила и предоставлять максимальную свободу для реализации инициатив граждан.
Председатель Московской областной Думы Игорь Брынцалов:
«Реализация инициативного бюджетирования началась ещё в 2007 году в разных регионах России. В Московской области ведется системная работа по повышению активности граждан в распределении бюджетных средств на всех уровнях. Отдельные региональные программы были сформированы именно по итогам голосования на портале «Добродел». Например, ремонт дорог. Московская областная Дума уже несколько лет реализует дополнительные мероприятия по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, которые составляются на основе обращений граждан. У нас уже есть положительный опыт. Сейчас мы разрабатываем законопроект, который станет рамочным и заложит основные положения для развития инициативного бюджетирования в регионе. Мы должны сделать закон таким, чтобы оказывать поддержку можно было на разных уровнях, чтобы идея инициативного бюджетирования могла развиваться».
Необходимо отметить, что Московская область и Москва – не единственные субъекты, где реализуются проекты участия граждан в распределении бюджета. В России достаточно распространена такая практика, но нет общего подхода.
Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Василий Иконников:
«Всё большее распространение находят практики вовлечения граждан в процесс распределения бюджетных средств, их контроля. Более 55% субъектов России имеют подобные проекты. На них выделяются субсидии: в 2017 году на инициативное бюджетирование было выделено 10 миллиардов рублей. Это на 3 миллиарда больше в сравнении с 2016 годом. Однако сложившиеся правовые практики сильно отличаются от региона к региону, поэтому мы поддерживаем изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части закрепления основ инициативного бюджетирования».
Справка:
Инициативное бюджетирование – совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов.